Кибербуллинг и защита от него детей родителями.

Малова С.А., зам. директора по УВР МБОУ ДОД  ДДТ г. Карабаново
Александровского района Владимирской области

      Образование XXI века – это непрерывная деятельность, которая может реализовываться человеком в различных точках пространства (реального и виртуального) в течение всей жизни. В современном информационном обществе человек будет учиться, жить и работать в среде распределенных инструментов, ресурсов и пользователей, решать этические, юридические, финансовые и другие проблемы, связанные с производством и циркуляцией информации в глобальной информационной сети. [Из выступления начальника информационно-компьютерного отдела департамента образования администрации Владимирской области В.А. Власенко на межрегиональном семинаре «Информационная безопасность несовершеннолетних: диалог государства и гражданского общества», 30 января 2013 года. – С.1.]
     Естественным образом, дети, живущие в 21 веке, хотим мы этого или нет, хорошо это или плохо – не будем давать оценок - получают информацию не только в образовательном учреждении или образовательной организации /в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»/, но и в сети Интернет.  И конечно задача взрослых, педагогов и родителей, оградить детей от опасностей и негатива, которые в огромном количестве присутствуют в сети Интернет.
     Виртуальный мир таит много неприятностей, с которыми наши дети в силу отсутствия знаний и жизненного опыта не могут справиться самостоятельно. А задача взрослых помочь детям разобраться в огромном море негатива. И  сегодня мне хотелось бы поговорить о роли родителей  в воспитании детей и защите детей родителями  от «интернетного» негатива. Конечно социально-экономическая ситуация в обществе такова, что родители все меньше и меньше реально общаются со своими детьми в силу разных, порой не зависящих от них  причин (отсутствие работы по месту проживания семьи, неполные семьи, неблагополучные семьи). Да  что там говорить, и в благополучных семьях, время общения с детьми катастрофически уменьшается. И на сегодняшний день мы все чаще и чаще говорим об институте ответственного  материнства, который находится в кризисном состоянии. Тем не менее, родители ответственны за воспитание и обучение детей.
     «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [Ст. 44, п.1 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»]
Как видим, родители обязаны заложить в детях основы нравственного и интеллектуального развития. А мы педагоги обязаны им помочь. В чем состоит помощь родителям на мой взгляд:
1.       Информирование родительской общественности об опасностях Интернета.
2.       Привлечение родителей к участию в коммуникационных проектах по безопасному использованию Интернета.
3.       Возможно психологические тренинги с родителями по формированию доверительных отношений между родителями и детьми.
4.       Распространение буклетов о безопасном использовании Интернета.
5.       Создание добровольных объединений родителей, чьи дети пострадали от кибербуллинга (с целью обмена опытом и профилактики данного явления).
6.       Возможно создание добровольных инициативных групп родителей, которые могут помочь  безопасно пользоваться Интернетом.
    В любом случае, мы взрослые не можем не реагировать на происходящие в информационном мире изменения. Мы должны к этим изменениям  быть готовы сами и адаптировать наших детей.
  А теперь хотелось бы привлечь внимание  родителей к очень страшному явлению – кибербуллингу.
Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.  Кибербуллинг часто неоправданно путают с  моббингом, или массовым травлей (от mob — толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы.
Чем кибербуллинг отличается от обычного запугивания?
 Самые обидные ситуации чаще всего происходят в виде целого ряда неприятных инцидентов, имеющих место, как при личном общении, так и в киберпространстве.  Обычное запугивание – это конфронтация при личном общении и часто с глазу на глаз, с использованием угроз и физического насилия. Кибербуллинг же практикуется в электронном виде, и провокационные материалы могут быть быстро и широко распространены, при этом это непрерывный процесс, вовлекающий множество людей.
     Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер-практики своих детей, хотя о последствиях кибербуллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик...» Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибербуллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.
     Итак, кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Обычно агрессию взрослых, направленную на детей, не считают буллингом.
Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.
 Особенности кибербуллинга
Кибербуллинг - это одна из форм преследования. У кибербуллинга есть некоторые особенности, которые делают его последствия очень серьезными.
Кибербуллинг воздействует на жертву семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не оставляя пространства и времени, в котором человек мог бы чувствовать себя защищенным.
Атака при кибербуллинге может быть очень болезненной и внезапной. Так как электронные сообщения очень сложно контролировать и фильтровать, жертва получает их неожиданно, что приводит к сильному психологическому воздействию.
Личность людей, применяющих кибербуллинг, остается анонимной. Ребенок не знает, кто преследует его, и склонен преувеличивать опасность. Анонимность преследователей делает воздействие запугивания особенно сильным.
Кибербуллинг одинаково сильно действует на разные поколения. Жертвой кибербуллинга может стать как подросток, так и, например, школьный учитель.
Кибербуллинг бывает ненамеренным. Иногда член закрытой группы или онлайн-сообщества может неудачно пошутить, не намереваясь причинить кому-то вред. Его шутка может быть использована третьими лицами для преследования жертвы.
Кибербуллинг хорошо документируется. Особенностью, позволяющей эффективно бороться с этим явлением, является тот факт, что все акты кибербуллинга оставляют следы в сети, которые могут быть задокументированы и использованы как доказательства.
 Технологии кибербуллинга
Для кибербуллинга используются следующие технологии и сервисы:
Мобильная связь. Телефон может быть использован как для фиксации фото- и видеоизображений с целью дискредитации жертвы, так и для доставки объекту преследования текстовых и мультимедийных сообщений.
Сервисы мгновенных сообщений. Такие популярные сервисы, как ICQ, также могут быть использованы для отправки сообщений жертве. Кроме того, аккаунт самой жертвы может быть взломан и использован для рассылки дискредитирующих сообщений друзьям и родственникам.
Чаты и форумы. Могут быть использованы для рассылки агрессивных сообщений, а также для раскрытия анонимности владельца одного из аккаунтов -- выбранной жертвы. На страницах форума для всеобщего обсуждения может быть выложена конфиденциальная, личная информация.
Электронная почта при кибербуллинге используется для отправки жертве запугивающих сообщений, в том числе содержащих фото и видео, а также писем, содержащих вирусы. Могут быть опубликованы также личные письма жертвы, не предназначенные для широкой огласки.
Веб-камеры. Используются для видеосвязи с провоцированием жертвы, с последующей публикацией видеозаписи.
Социальные сети. Применяются для размещения запугивающих и издевательских комментариев, фото и видео. Аккаунт жертвы может быть блокирован группой людей, на него могут быть отправлены массовые жалобы. Он может быть взломан для рассылки порочащих сообщений от имени жертвы. Может быть также создан и использован аккаунт от имени жертвы для дискредитирующей деятельности.
Сервисы видеохостинга используются для размещения издевательских или запугивающих видеороликов.
Игровые сайты и виртуальные игровые миры. Кроме широких коммуникативных возможностей, позволяющих размещать сообщения так же, как это делается в социальных сетях, группа людей может целенаправленно вредить игровому персонажу жертвы или даже методично убивать этого персонажа, что также оказывает серьезное психологическое давление.
 Типы буллинга
1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
2. Нападки, постоянные изнурительные атаки — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы  — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
3. Клевета  — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки — порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» с шутками про одноклассников.
4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма.
5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.

Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более сильные дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок приходит из школы домой. Кибер-буллинг продолжается все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, и от кибер-нападок невозможно спрятаться. В отличие от реального травли, для кибер-буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать.
Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: за что? Почему именно я? Кто это делает со мной? Жертвы кибер-буллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, так как опасаются дополнительного наказания — лишение привилегий пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибер-буллинга скрывать свою проблему от взрослых.
Что делать взрослым для профилактики кибербуллинга, его прекращения или преодоления его последствий
Прежде всего, следует быть внимательными к своему ребенку и его виртуальным практикам. Родители и дети имеют разные маршруты и предпочтения и в медиа, и в интернете, однако, в отличие от правил дорожного движения, взрослые редко рассказывают детям, что стоит и чего не стоит делать в виртуальном мире. Доступ к виртуальному миру требует регулирования, введения четких правил пользования и разъяснения, в каких случаях и какое поведение считается нормальным и будет безопасным. Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными делами, взрослые могут ненавязчиво наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время работы с компьютером. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые она использует. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра sms-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайн-репутацию ребенка — ищите его имя в поисковых серверах.

Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте спокойствие — вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание. Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте. Повторите простейшие правила безопасности при пользовании интернетом, дайте советы по дальнейшему предотвращению кибер-буллинга. Одноразовой беседы будет недостаточно — медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и навсегда, а требует периодического обновления.
Советы для преодоления этой проблемы
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Пусть ребенок советуется со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Старшим детям предложите правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенок должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».
5. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.
6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
8. Дети, родители которых активно участвуют в их жизни и имеют позитивное влияние, подвергаются меньшему риску при использовании электронных технологий, а также более подготовлены дать отпор обидчику.
 9. Научите вашего ребенка выходить из конфликтных ситуаций. Посоветуйте ребенку никогда ни с кем не делиться в электронном виде информацией (личные сообщения, фотографии, видео и т.д.), которая может легко попасть в чужие руки и навредить его репутации.
В чем разница между «секстингом» и кибербуллингом?
 Секстинг – это пересылка фотографий или сообщений сексуального характера, которая обычно происходит между двумя людьми, связанными личными отношениями. Секстинг можно рассматривать как кибербуллинг в том случае, если такие фотографии добыты обманным путем, а затем распространены с целью вреда репутации жертвы.
 В каком возрасте дети начинают практиковать или подвергаться кибербуллингу? С кем чаще это происходит: с мальчиками или девочками?
 Начало практики кибербуллинга связывают с повышением использования электронных технологий. Взрослея, дети начинают пользоваться мобильными телефонами, а соответственно имеют возможность доступа к социальным сетям. Более частые случаи кибербуллинга наблюдаются в средней школе, а в старших классах это в большей степени связано с личными отношениями.
 В кибербуллинге участвуют и мальчики и девочки, но девочки чаще становятся и обидчиками, и жертвами.
Какими могут быть последствия кибербуллинга?
 Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии, насилия в школе и нежелания ходить в школу. Многие подростки, вовлеченные в травлю  – агрессоры или жертвы – чаще всего уже испытывают сложности в общении с другими людьми. Решение ребенка совершить самоубийство встречается редко и зависит от множества факторов, однако, иногда именно кибербуллинг может стать толчком.
 Если ваш ребенок стал жертвой запугивания и травли, сделайте так, чтобы ребенок постоянно получал поддержку от семьи, близких друзей, школьных консультантов. Пусть ваш ребенок как можно больше занимается деятельностью, которая его интересует.
Как помочь ребенку, который стал жертвой online преследования?
 Дайте необходимые советы и окажите поддержку вне зависимости от возраста ребенка. Очень важно вовлечь ребенка в разговор, но нужно уважать его решение справиться с проблемой самостоятельно.
 Предложите ребенку не отвечать на оскорбления сразу. Злой, агрессивный ответ сгоряча может только обострить ситуацию. Посоветуйте ребенку сохранить оскорбительные материалы в качестве улик.
 Вот несколько способов, как вы и ваш ребенок можете ответить на кибербуллинг:
 • Спокойно и твердо скажите «стоп». Это не является ответом на агрессию, вы просто просите человека остановиться. Если это не помогает даже со второго или с третьего раза, то попробуйте другой способ.
 • Покиньте место, где ваш ребенок подвергается преследованию, или заблокируйте пользователя, присылающего угрозы или оскорбления.
 • Пожалуйтесь на пользователя администраторам сайта. Большинство сайтов с системой интерактивного общения имеют соглашение об условиях использования, которое запрещает пользователям оскорблять друг друга.
 • Свяжитесь с родителями обидчика и четко дайте им понять, что преследование должно прекратиться. Представьте электронные доказательства. Постарайтесь не спровоцировать защитную реакцию.
 • Попросите помощи школьной администрации, если среди учеников наблюдаются случаи кибербуллинга.
 • Свяжитесь с адвокатом или полицией, если ваш ребенок в опасности. Адвокат поможет вам со всеми необходимыми юридическими процедурами, а полиция поможет принять меры по поводу угроз физического и/или сексуального насилия.
Как помочь ребенку, если он стал свидетелем кибербуллинга?
 Предложите ребенку помочь жертве преследования и обсудите способы помощи, например, оказание эмоциональной поддержки жертве, поиск в себе решительности открыто выступить против агрессии и оскорблений, а также рассказать о проблеме взрослому, который может вмешаться.
 Как родителям сделать так, чтобы ребенок не стал кибербуллером?
 Дайте понять ребенку, что кибербуллинг - это плохо и жестоко, а совсем не «прикольно». Подчеркните, что ко всем окружающим нужно  относиться с уважением, в том числе и к тем, кого считают «не такими» в каком-либо отношении. Сосредоточьте внимание ребенка на мысли, что нужно обращаться с людьми так же, как он бы хотел, чтобы обращались с ним.
     Как видим, опасность существует, но есть возможность  вместе с детьми ее преодолеть. Главное любить своих детей  и  помнить, что мы -  родители – их  первые помощники и защитники.

 Список использованных источников:
1.       ФЗ №273 «Об образовании в РФ». [ сайт - http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf]
2.       Выступление начальника информационно-компьютерного отдела департамента образования администрации Владимирской области В.А. Власенко на межрегиональном семинаре «Информационная безопасность несовершеннолетних: диалог государства и гражданского общества», 30 января 2013 года. [ сайт -http://obrazovanie.vladinfo.ru/edu/]
3.       "Пси-фактор" - Библиотека - Веб-психология - Социальные сети и кибербуллинг - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm
4.       Infox - Hi-tech - Интернет - Кибербуллинг больше всего угрожает детям - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://infox.ru/hi-tech/internet/2009/11/16/cyberbullying.phtml







Комментариев нет:

Отправить комментарий